МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР, МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ


МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР, МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ
Министерство юстиции СССР – союзно-республиканское министерство, к ведению которого относятся контроль за состоянием работы судебных органов и дача руководящих указаний по организации и улучшению их работы, организация адвокатуры, нотариальных органов и руководство их деятельностью, руководство органами государственного арбитража, руководство подготовкой и переподготовкой юридических кадров в юридических школах и на курсах, систематизация и подготовка к кодификации законодательства СССР.

Народный комиссариат юстиции (НКЮ) был образован в первые же дни Великой Октябрьской социалистической революции. На него возлагались организация судебных органов, органов следствия, обвинения, защиты, наблюдение за их деятельностью и дача им руководящих указаний. Согласно Положению о народном суде РСФСР от 21 октября 1920 г. и Положению о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г., на НКЮ возлагалось, кроме того, осуществление высшего судебного контроля, т. е. рассмотрение в порядке надзора приговоров и решений судов с правом признания их не имеющими законной силы в случае противоречия узаконениям Советской власти или общей политике Рабоче-Крестьянского правительства, либо принятия судом к своему производству дел, не подлежащих судебному разбирательству; к функциям судебного контроля относилось также возобновление дел по вновь открывшимся обстоятельствам. На НКЮ возлагались наблюдение за проведением в жизнь декрета об отделении церкви от государства, заведование местами лишения свободы, а также функции по редактированию законопроектов, опубликованию законов, кодификации, разъяснению законов и др.

Местными органами НКЮ являлись первоначально губернские комиссары юстиции, а затем отделы юстиции губернских исполкомов и бюро юстиции уездных исполкомов. В автономных республиках действовали народные комиссариаты юстиции АССР, не подчинённые НКЮ РСФСР.

В 1922 г. была учреждена Государственная прокуратура, входившая в состав НКЮ. С изданием Положения о судоустройстве РСФСР от 11 ноября 1922 г. функции высшего судебного контроля перешли от НКЮ к Верховному Суду. В связи с тем, что организационно-ревизионные функции в отношении народных судов были возложены на губернские суды, а функции по надзору за соблюдением законов перешли к прокуратуре, местные органы НКЮ были ликвидированы. С образованием Союза ССР НКЮ союзных республик (функции их были в основном аналогичны функциям НКЮ РСФСР) оставались необъединёнными до 1936 г.

Согласно «Основам судоустройства Союза ССР и союзных республик» от 29 октября 1924 г., на НКЮ союзных и автономных республик возлагалось общее руководство, организация, ревизия и инструктирование судебных учреждений данной республики, прокуратуры, органов следствия, нотариата, судебных исполнителей и защиты. Было предусмотрено, что народные комиссары юстиции союзных и автономных республик осуществляют надзор за судебной практикой всех судебных мест данной республики, опротестовывая и направляя через прокурорский надзор к пересмотру приговоры и решения, вынесенные судами данной республики, в порядке, определяемом республиканским законодательством.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 июля 1936 г. был образован объединённый (союзно-республиканский) Народный комиссариат юстиции СССР.

С образованием Народного комиссариата юстиции СССР органы прокуратуры и следствия были выделены из системы народных комиссариатов юстиции союзных и автономных республик и подчинены непосредственно Прокурору Союза ССР.

До издания Закона о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик от 16 августа 1938 г. организационные и ревизионные функции в отношении народных судов осуществлялись на местах краевыми и областными судами. В связи с тем, что согласно Закону о судоустройстве суды были освобождены от всяких несудебных функций, были созданы управления Народных комиссариатов юстиции союзных республик при краевых и областных Советах депутатов трудящихся.

В 1946 г. Народный комиссариат юстиции СССР был преобразован в Министерство юстиции СССР; равным образом народные комиссариаты юстиции союзных и автономных республик были преобразованы в министерства юстиции.

В соответствии со ст. 87 Конституции СССР МЮ союзных республик подчиняются как Совету Министров союзной республики, так и МЮ СССР.

МЮ СССР руководит деятельностью МЮ союзных республик и через них деятельностью МЮ автономных республик и управлений МЮ (УМЮ) при областных и краевых Советах депутатов трудящихся; проводит ревизии деятельности МЮ союзных и автономных республик и УМЮ; приостанавливает и отменяет приказы и инструкции МЮ союзных республик, противоречащие постановлениям и распоряжениям Правительства СССР, а также приказам и инструкциям МЮ СССР.

Главной задачей МЮ СССР, союзных и автономных республик и УМЮ является контроль за деятельностью судов и принятие в установленном порядке мер, обеспечивающих правильную организацию и улучшение их работы.

МЮ СССР и его органы осуществляют эти задачи в формах, соответствующих особому положению судов в системе органов Советского государства, характеру судебной деятельности и установленному Конституцией СССР принципу независимости судей и подчинения их только закону, охраняя право суда разрешать каждое дело по своему внутреннему убеждению в соответствии с законом, проводя чёткую грань между контролем органов МЮ и судебным надзором, как функцией процессуальной, органам МЮ не принадлежащей.

В соответствии с этим МЮ СССР, МЮ союзных и автономных республик и УМЮ проверяют путём ревизии деятельность судов и правильность применения ими законов при рассмотрении уголовных и гражданских дел. В случае обнаружения неправильно разрешённых судами дел МЮ или УМЮ направляют их в установленном порядке Председателю Верховного Суда СССР или председателям верховных судов союзных республик для разрешения вопроса об опротестовании приговоров, решений и определений.

МЮ СССР осуществляет свои контрольные функции в отношении специальных судов СССР и верховных судов союзных республик – непосредственно, а в отношении верховных судов АССР, краевых, областных, окружных судов, судов автономных областей и народных судов, как правило, через МЮ союзных республик.

МЮ СССР и союзных республик изучают и обобщают судебную практику, издают в пределах своей компетенции приказы и инструкции по организации и улучшению работы судов, а в необходимых случаях Министр юстиции СССР входит в Пленум Верховного Суда СССР с предложениями о даче судам руководящих указаний по вопросам судебной практики в соответствии со ст. 75 Закона о судоустройстве.

МЮ СССР, МЮ союзных и автономных республик и УМЮ разрабатывают вопросы организации и проведения выборов народных судов в соответствии с Положениями о выборах, рассматривают вопросы расположения судов, их штатов и иные вопросы организации судов; руководят организацией отчётов народных судей перед избирателями; руководят организацией работы судебных исполнителей; организуют ведение судебной статистики; осуществляют финансирование судов и снабжение их кодексами, справочниками, необходимой юридической литературой и т. п.

В случаях нарушения отдельными судьями трудовой дисциплины, упущений в судебной работе вследствие небрежности или недисциплинированности, совершения поступков, недостойных советского судьи, министр юстиции или начальник УМЮ может возбудить в отношении судьи дисциплинарное дело в коллегии по дисциплинарным делам при соответствующем вышестоящем суде (см. Ответственность судей). Освобождение же судей от должности допускается не иначе, как по отзыву избирателей или же в силу состоявшегося о них приговора суда (ст. 17 Закона о судоустройстве).

В соответствии с Положением об адвокатуре СССР МЮ СССР осуществляет через МЮ союзных и автономных республик и УМЮ общее руководство и контроль за деятельностью коллегий адвокатов, которые являются добровольными объединениями лиц, занимающихся адвокатской деятельностью. МЮ СССР и МЮ союзных и автономных республик осуществляют контроль за правильным применением Положения об адвокатуре, рассматривают жалобы на отказ в приёме в члены коллегии адвокатов, на исключение из коллегии и наложение дисциплинарных взысканий. Министру юстиции СССР и министру юстиции союзной республики принадлежит право отвода принятых в коллегию адвокатов. МЮ СССР устанавливает порядок и размеры оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами.

МЮ СССР, МЮ союзных и автономных республик и УМЮ осуществляют руководство и надзор за деятельностью органов государственного арбитража, на которые возложено разрешение споров между государственными, кооперативными и иными общественными организациями; руководят организацией нотариальных органов и их деятельностью в соответствии с положениями о государственном нотариате, производят ревизии этих органов, дают указания по улучшению их работы; осуществляют подбор, расстановку и учёт кадров работников юстиции, проводят мероприятия по повышению юридической квалификации и идейно-политического уровня работников юстиции.

МЮ СССР и МЮ союзных республик организуют криминалистическую судебную экспертизу, руководят работой научно-исследовательских институтов судебной экспертизы, научно-исследовательских криминалистических лабораторий; руководят работой юридических школ и курсов по повышению квалификации работников юстиции; ведут работу по систематизации и подготовке к кодификации законодательства СССР и союзных республик, издают сборники и справочники по действующему законодательству.

МЮ СССР осуществляет руководство деятельностью научно-исследовательского Всесоюзного института юридических наук.

Министерство юстиции СССР возглавляет министр. Министр руководит всей деятельностью министерства, обеспечивает выполнение законов, а также постановлений и распоряжений Правительства по вопросам, относящимся к ведению МЮ СССР, издаёт в пределах своей компетенции приказы и инструкции на основании и во исполнение действующих законов, а также постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и проверяет их исполнение.

В МЮ СССР образуется коллегия в составе министра (председатель), заместителей министра и нескольких руководящих работников министерства. Состав коллегии утверждается Советом Министров СССР по представлению Министра юстиции СССР. Коллегия на своих регулярно проводимых заседаниях рассматривает вопросы практического руководства, проверки исполнения, подбора кадров, наиболее существенные приказы и инструкции, заслушивает отчёты руководящих работников главных управлений, управлений и отделов министерства и подведомственных ему учреждений, а также МЮ союзных республик, обсуждает итоги проведённых ревизий органов МЮ и судебных органов. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами министра. Аналогичным образом осуществляются руководство министров и деятельность коллегий в МЮ союзных республик.

В целях использования опыта работников центральных и местных органов юстиции и для развёртывания критики и самокритики министр юстиции СССР и министры юстиции союзных республик время от времени созывают совещания актива.


Юридический словарь. — М.: Госюриздат. . 1953.

Смотреть что такое "МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР, МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ СОЮЗНЫХ И АВТОНОМНЫХ РЕСПУБЛИК И МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ЮСТИЦИИ" в других словарях:

  • Министерство юстиции СССР — (Минюст СССР)  существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных правовых актов в СССР …   Википедия

  • Министерство внутренних дел СССР — У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство внутренних дел (значения). Министерство внутренних дел СССР (МВД СССР) …   Википедия

  • Минюст СССР — Министерство юстиции СССР (Минюст СССР)  существовавший в 1946 1991 гг. центральный орган государственного управления СССР, обеспечивавший осуществление правосудия (в широком значении этого термина) и ведение работ по подготовке нормативных… …   Википедия

  • Список министерств СССР — На печатях министерств СССР был изображен Герб СССР См. также: Министерство СССР Здесь приведены списки союзных министерств  центральных органов го …   Википедия

  • Народный комиссариат иностранных дел СССР — (НКИД СССР или Наркоминдел) государственный орган СССР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1923 1946 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата …   Википедия

  • Государственный контроль — (State control) Содержание Содержание 1. Задачи и функции Государственного контроля 2. и его виды 3. Государственный контроль История возникновения История существования до 1837 года История существования 1837—1917 Революция 1917 года 4.… …   Энциклопедия инвестора

  • Государственный контроль —         одна из форм осуществления государственной власти. В СССР Г. к. в различных организационных формах проводят все органы государства. В широком смысле Г. к. означает контрольную деятельность Верховного Совета СССР, его Президиума и… …   Большая советская энциклопедия

  • Народный комиссариат финансов — (Наркомфин или НКФ)  центральный государственный орган управления финансами в Советских государствах в 1917 46 годах. Содержание 1 История 1.1 Наркомфин России 1.2 …   Википедия

  • Народный комиссариат по иностранным делам РСФСР — (НКИД или Наркоминдел) центральный исполниительный государственный орган РСФСР, ответственный за проведение внешней политики Советского государства в 1917 1923 гг. Содержание 1 История 2 Руководство наркомата …   Википедия

  • Государственный орган — (State authority) Государственный орган это подразделение аппарата государственной власти, предназначенное для управлениями делами в стране Признаки государственных органов, виды государственных органов, органы государственной власти России,… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

We are using cookies for the best presentation of our site. Continuing to use this site, you agree with this.